PROBLEM ASPECTS AND FACTORS OF PREPARATION TO THE INCLUSIVE EDUCATION OF PEDAGOGES AND PARENTS

Authors

  • Valentyna STETS

DOI:

https://doi.org/10.24919/2312-8437.43.159089

Keywords:

inclusive education, psychological readiness, children with disabilities, parents, teachers

Abstract

The article analyzes the most problematic aspects of psychological readiness for inclusive education of teachers and parents, the specificity of formation of the main components of psychological readiness of participants of the educational process. It shows the prob-lems of formation of motivational-value and cognitive components of readiness among teachers and parents of children with disabilities. The teachers are dominated by external motivation, there are diffi-culties in changing the attitude towards the educational process, the difficulty of perceiving it as a variational that has several trajectories. For parents of children with disabilities inclusive education is a situa-tion of uncertainty, because there is no clear understanding of the objectives and organization of the process, sometimes an overestima-ted level of expectations. The article notes an insufficient level of de-velopment of the qualities necessary for effective interaction in parents of children with disabilities and typical development and determines some factors that influence the formation of psychological readiness for inclusion among teachers and parents.

References

Авакян А.В., Азатян Т.Ю., Чеснокова Г.С. Инклюзивное образование: формирование международного профессионального сообщества / А.В. Авакян, Т.Ю. Азатян, Г.С. Чеснокова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 186–189.

Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 3. – С. 70–78.

Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. Инклюзия: проблемное поле в сознании и мышлении учителя / Е.А. Богомолова, М.А. Спиженкова // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии : коллективная монография. – Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 166–194.

Глухова Е.С., Литвина С.А. К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е.С. Глухова, С.А. Литвина // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов II Международной научно-практической конференции. – М. : МГППУ, 2013. – Режим доступа : http://edu-open.ru (дата обращения: 23.04.2017).

Дегтярева Т.Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию человека с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Дегтярева // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 137–140.

Леонова Е.В. Анализ состояния готовности родителей к совместному обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды / Е.В. Леонова // Интеграционные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 78–82.

Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации / А.А. Марголис, В.В. Рубцов, О.А. Серебрянникова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 20, № 1. – С.10–17.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения: 22.06.2017).

Палецкая Т.В., Рюмина Т.В. Оценка достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как проблема эффективности инклюзивного образовательного процесса / Т.В. Палецкая, Т.В. Рюмина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 93–98.

Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся / И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: философия, педагогика, психология. – 2015. – № 11. – С. 54–62.

Слюсарева Е.С. Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоров’я / Е.С. Слюсарева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (Ч. 1). – С. 179–183.

Хайрудинова Р.И. Проблема формирования психологической готовности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов к реализации инклюзивного образования / Р.И. Хайрудинова // Сибирский научный вестник. – 2015. – № 3. – С. 111–113.

Хитрюк В.В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: ценностный аспект / В.В. Хитрюк // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 102–111.

Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию: теоретический и прикладной аспекты / К.С. Шалагинова, Т.И. Куликова, С.А. Черкасова. – Тула : Изд-во Гриф и К, 2013. – 173 с.

Published

2023-04-05